Трифонов-Печенгский монастырь Википедия

Опубликовано . Категория: Флеболог

1 2 3 4 5 712 голосов
опухоль простаты и диабет

Автор: Наталья Коржакова

День и вся жизнь

«…Велию обитель Святыя и Живоначальныя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы создал еси и монахов множество собрав. Тем, яко апостолом и пустынножителем равночестно чтуще тя, прилежно припадающе вопием: моли всех Бога за землю нашу и за вся люди, почитающия память твою.»

Эти слова знает каждый православный человек, живущий на Кольской земле – тропарь преподобному Трифону, небесному покровителю и защитнику нашей суровой родины. А «велия обитель Нераздельной Троицы» – это монастырь, созданный им в 1533году на берегу реки Печенга.

Древний монастырь на Печенге

Монастырь преподобного Трифона, стоящий на северных рубежах России, всегда был символом ее силы, величия и могущества. Разные события сотрясали монастырские стены – жесточайшее разорение и величайшее возрождение, уничтожение храмов и святынь и ни с чем не сравнимый подвиг 116 мучеников. Но какие бы тяжелые испытания не переживал монастырь, как бы низко он не падал, всегда в трудные для России периоды возрождался из небытия. Так было и в 16 веке, так было и в 19 веке, так случилось и в конце 20 века.

Завет преподобного Трифона, оставленный своим духовным чадам, а в их лице и всем нам: «Не ослабевайте, братия, упованием на Бога. Не оставить Он жезла грешных на жребии Своем, ибо силен и паки обновит Свою обитель» – ограждает монастырь от злых сил и помогает существовать.

Печенгский монастырь – древний монастырь, ему более 400-сот лет. «Река вечности» – без преувеличения можно назвать такой период. Но как любая река состоит из капель, так и любая вечность состоит их кратких моментов – лет, месяцев, дней…

В 1916 году в Архангельской типографии увидела свет книга под названием «Записки очевидца». Автор ее – Дмитрий Ануфриев, насельник Трифоно-Печенгского монастыря. В 1890 году приехал он на Печенгу вместе с вновь назначенным настоятелем монастыря отцом Ионафаном. Долгие двадцать пять лет жили они бок о бок. «Исторический» настоятель создавал «особую цивилизацию», возрождая монастырь (такую характеристику дадут впоследствии современники трудам архимандрита Ионафана), а Дмитрий Андреевич Ануфриев каждый день вел записи, скрупулезно фиксируя жизнь монастыря, создавая его историю – страницу за страницей, событие за событием, день за днем. Дни бывали разные, события тоже, но история созидалась. Он был летописцем монастыря и именно благодаря его труду мы знаем много о том, какие люди, события и явления случались на Печенге.

Конец XX века… Возрождение Православия в долгое время безбожной России. Впервые в Мурманске появился правящий архиерей, Владыка Симон, как глава новой самостоятельной епархии – Мурманской и Мончегорской. Монастыря преподобного Трифона в то время, разумеется, не существовало. Но потребность в возобновлении обители на Печенге была совершенно очевидна. И Божьим промыслом 2 октября 1997 года в чудом сохранившемся монастырском храме Рождества Христова возродилась монашеская жизнь.

С того дня прошло более 15 лет. А дней – более 5тысяч. Сколько же событий свершилось за это время! Как много потеряно, забыто, упущено! Но не нужно грустить о потерянном. Нужно помнить о существующем. И стараться сберечь.

Попробуем посмотреть на жизнь обители Преподобного Трифона образца 2013 года сквозь призму одного из дней. Ведь как в капле воды отражается весь мир, так и в одном дне отражается вся жизнь.

18 апреля 2013 года. Поселок Луостари. Свято-Троицкий храм Трифонов Печенгского мужского монастыря. 6 часов утра. Утренняя монастырская служба…

Все, вроде, как обычно: как вчера, как позавчера, как год назад, как сто лет назад. Так, хочется верить, будет и завтра, и через сто лет.

Мир живет, радуется, огорчается. Заботы, суета, «житейское попечение». Кто-то приходит в этот мир. Кто-то, наоборот, покидает его. Жизнь, одним словом. Но это жизнь «мира». Мы же говорим о монастыре, о людях, которые добровольно ушли из этого мира и посвятили жизнь Богу. Но не надо думать, что, уйдя из мира, они забыли о нем. Нет, как раз, наоборот.

Вот как говорят святые отцы о монашеском предназначении:
- Монах молитвенник за весь мир и в этом его главное дело!
- Монах размышляет о несчастье человечества, его сердце уязвляется болью, и он непрестанно сердечно молится о мире…
- Монах уходит далеко от мира не потому, что он ненавидит мир, но потому что он любит его. Живя вдали от мира, монах своей молитвой поможет ему в том, в чем нельзя помочь по-человечески, но одним лишь божественным вмешательством.

Молитва, разговор с Богом, – вот главное делание монахов. Молитва бывает келейная, это когда каждый обращается к Господу наедине с самим собою. Но гораздо важнее общая молитва, когда вся братия монастыря молится в храме.

«О свышнем мире и спасении душ наших…»
«О мире всего мира…»
«О Богохранимой стране нашей…»
«О граде сем, всяком граде и живущих в них…»
«О плавающих, путешествующих…»
«О недугующих, страждущих и о спасении их…»

В этот день, 18 апреля, такая общая молитва продолжалась семь с половиной часов (!), с 6 утра по половины второго дня. Ведь этот день, даже на фоне очень строгого монастырского Великопостного Устава, отмечается особо жестким молитвенным правилом: читается полностью Покаянный Канон Андрея Критского и к нему добавлено чтение Жития св. Марии Египетской. А потом Божественная Литургия. Получается более семи часов непрестанной молитвы. И все это в совершенно пустом храме – НИ ОДНОГО ПРИХОЖАНИНА НЕ БЫЛО!


Глаза в глаза – неподвижен взгляд!
Бог и монах друг пред другом стоят…
Нет прихожан, нет на клиросе певчих-
Пред Божьим Престолом молитвы и свечи.
Критерием истины, мерой всех зол
Является этот священный Престол.
Нас всех защищает, как щит, как броня
Помилуй мя, Боже! Помилуй мя!

Какой же это великий труд, такое богослужение! Даже чисто физически. К концу службы лица монахов были буквально черны от усталости. Я уж не говорю о том, какова была сила душевной работы каждого инока. Покаяние, плач о своих грехах, особенно когда перед глазами незримо стоит образ великой грешницы и величайшей же праведницы Марии Египетской. Ее жизненный путь переворачивает все представления о возможностях слабого человека, дает каждому надежду на спасение.

Четверг пятой седьмицы Великого Поста – традиционное долгое богослужение в память Марии Египетской, и название у службы «Марьино стояние». Как правило, в приходских храмах «Марьино стояние» совершается в среду вечером, а уже Божественная Литургия традиционно утром. Все ж хоть немного, но полегче. В монастыре же все по крайне жесткому уставу.

Надо отметить, что 2013 год для Трифоно-Печенгского монастыря совершенно особый. В Свято-Троицком храме поселка Луостари все – в первый раз. Когда мы вспоминали о начале монашеской жизни в 1997 году, монастырь существовал совсем в другом храме. Тот храм был в поселке Печенга, лет ему было практически сто, и, прослужив монахам верой и правдой десять лет, 1 декабря 2007 года он сгорел. Безусловно, это была трагедия для братии.

Но совершенно очевиден Божий промысел в этом событии. Именно пожар 2007 года вынудил начать грандиозное строительство монастыря совсем в другом месте – в поселке Луостари, месте упокоения преподобного Трифона.

Ровно через пять лет после пожара и через два с половиной года после начала стройки на этом месте вырос великолепный сказочно-красивый монастырский комплекс. Дух захватывает, когда входишь на территорию обители: резные башни венчают мощные деревянные стены крепости, колокола и кресты храма устремились вверх к Богу. И над всем этим величавая сопка Спасительная, немой свидетель монастырской истории.

Главный монастырский храм освящен был в честь Святой Троицы Владыкой Симоном 13 декабря 2012 года. И именно с этого дня началась совершенно новая жизнь в совершенно новых условиях. Поэтому-то и все – в первый раз. В первый раз – Рождество Христово в Луостари, первый раз праздник Богоявления и Крещения в Луостари, первый Великий Пост в Луостари.

Кстати, нелишне будет напомнить, что «Луостари» в переводе с финского и есть «монастырь»)

Вот и «Марьино Стояние» в Луостари тоже первый раз.

Начало статьи

Окончание статьи

Фото: Наталья Вересова

Игумен Тихон (Полянский) - настоятель Троицкой церкви с. Захарово Клинского районаИз истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 1
Автор: Игумен Тихон Полянский
История малых монастырей России по сей день остается недостаточно изученной. Как отечественная, так и зарубежная историография использует в основном материалы наиболее крупных обителей. В то же время мелкие и средние монастыри остаются практически вне сферы научного интереса историков. Это частично объясняется отсутствием источниковой базы - архивы многих из средних и малых монастырей не сохранились, тогда как фонды Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского и Соловецкого монастырей дошли до нас в значительной степени сохранности. Но ведь именно малые монастыри численно преобладали в России, определяя своеобразный духовный ландшафт средневековой уездной провинции


Успенский храм в г. КлинИз истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 2
Автор: Игумен Тихон Полянский
Одним из центральных событий церковно-государственной истории XVIII в. стала реформа 1764 г., в результате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. По штатам 1764 г. из 953 великорусских монастырей закрыто более половины - оставлено было только 224 в штате и 161 за штатом, на собственном содержании. В число выведенных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину


Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Источник: http://www.pravklin.ru/publ/trifonov_pechengskij_m...

Расскажите друзьям: